План работы по информационной безопасности детей
Видеоурок "Безопасность в сети Интернет"
«Медиабезопасность детей и подростков»
Перечень ресурсов по обеспечению информационной безопасности
Памятка по профилактике кибермошенничества
Обзор программ родительского контроля за использованием несовершеннолетними интернет-ресурсов:
https://irorb.ru/obzor-programm-roditelskogo-kontrolya/
Для подачи сведений о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ссылке https://rkn.gov.ru/?ysclid=lqn9c8nm41626042306
Угрозы здоровью пользователя Интернет
Чрезмерное, неконтролируемое и необдуманное использование Интернета может вызвать угрозы психическому здоровью пользователей.
Угрозы психическому здоровью пользователя интернета:
- перегрузка от распространение информации с воздействием на психику;
- отчуждение от реальности.
Основной проблемой обеспечения психологической безопасности, в первую очередь психологического здоровья пользователей компьютерных и сетевых технологий, стала проблема информационной (когнитивной) перегрузки. Специфика гипертекстового формата представления информации привела к возникновению у пользователя Интернета особого психологического феномена, получившего название «проблема потери ориентации в гиперпространстве» (англ. Lost in hyperspace problem). Этот психологический феномен проявляется в том, что пользователь не может локализовать свое местонахождение в информационном пространстве веб-сайта, он постоянно возвращается к одним и тем же материалам, не понимает, куда ему надо обращаться за нужной информацией (даже если подозревает, что она существует где-то в исследуемом гипертекстовом пространстве), не знает, как вернуться к ранее просмотренным темам, забывает начальные мотивы своего поиска и содержание просмотренных веб-страниц и т.п. Потеря ориентации в гиперпространстве часто ведет к потере смысловых связей между просмотренными материалами, и почти всегда вызывает крайне поверхностное восприятие их содержания. Второй, не менее существенной проблемой является бесконтрольное распространение в сети информации, которая может нанести психологическую травму или спровоцировать пользователя на совершение любых противоправных действий. Для решения этих проблем достаточно успешно ведутся работы по совершенствованию различных видов пользовательского интерфейса, а также по созданию приложений, способных фильтровать информационный поток по заданным наборам параметров. У отдельных пользователей Интернета, которые тратят сеть много времени, наблюдается эффект отчуждения от социального окружения. Известны случаи, когда интенсивное применение Интернета приводит к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращение семейного общения и даже к развитию депрессивных состояний. Существуют и другие данные, свидетельствующие о негативном влиянии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность. Например, было доказано, что использование Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к нарушениям в процессах их социальной адаптации и тому подобное. Специалисты-психологи отмечают сложные взаимоотношения человеческой психики с феноменом виртуальной реальности (англ. MUD — Multi-User Dimensions), о возможной связи виртуального мира с проблематикой измененных состояний сознания, неконтролируемой психологической зависимости от Интернета, которая приобретает болезненные формы. Психологическую опасность представляет захват ролевыми играми в Интернете, их возможной связи с асоциальным поведением, психологическая мотивация использования аватара как попытку изменить свою идентичность или создавать множественную сетевую идентичность и тому подобное. Опасностей психологического влияния Интернета на человека можно избежать через самоконтроль времени работы в Интернете, развитие умения ставить цели, задачи и осуществлять предметный поиск сведений в Интернете. А проблемы, которые уже возникли из-за необдуманного использования Интернета, важно обсуждать с родителями и психологами.
Каких правил следует придерживаться при пользовании Интернетом?
Вам уже известны общие правила безопасного использования Интернета:
- перед подключением к Интернету необходимо проверить, включена ли антивирусная защита на компьютере пользователя, и обновить (если необходимо) версию защитного программного обеспечения;
- не рекомендуется активизировать гиперссылки, которые могут привести к загрузке на компьютер пользователя любых файлов;
- не рекомендуется устанавливать на компьютер пользователя программное обеспечение из неизвестным веб-сайтов;
- не следует активизировать баннеры (рекламного или развлекательного характера), которые размещены на незнакомых пользователю веб-сайтах;
- запрещается открывать файлы, приложенные к электронным почтовым отправлениям, адресант которых пользователю неизвестен;
- не рекомендуется делиться в Интернете любой личной информации;
- запрещается проводить любые финансовые операции через небезопасные веб-сайты (веб-сайты, которые не могут предъявить сертификаты установленного образца, обеспечивающих безопасность транзакций)
- используйте защищенные сайты, которые обычно требуют ввода имени пользователя и пароля. Пароль должен состоять не менее чем из восьми символов, учитывая буквы и числа. И главное, паролем не должно быть что-то очевидное, какие-то простые слова или даты;
- не соглашаться на встречу с человеком, с которым познакомились через Интернет, не присылать свое фото интернет-знакомым, не давать незнакомым людям такую информацию, как полное имя, адрес, номер школы, расписание занятий или сведения о семье.
Методические материалы по вопросам информационной безопасности и защиты персональных данных в сети «Интернет» для несовершеннолетних разных возрастных категорий, а также родителей (законных представителей)
Социальный ролик "Береги свои персональные данные"
Урок безопасности в сети Интернет 9-11 лет
Урок безопасности в сети Интернет 12-14 лет
Урок Что такое ПД и как их защитить для 5-6 классов
Урок Что такое персональные данные для 1-7 классов
Урок Безопасность детей для 6-8 классов
Правила безопасного Интернета 1-4 классов
Информационный буклет для детей 7-12 лет
Информационный буклет для детей 13-18 лет
Правила безопасности для 5-9 классов
Правила безопасности для 1-4 классов
Памятка для родителей Родительский контроль
Правила безопасности в Сети Интернет
Памятка по кибербезопасности для несовершеннолетних
Ролик Защита персональных данных для старших
Медиаурок Персональные данные Как их защитить для 8-9 классов
- Источник: Безопасность в сети Интернет